Метатекст, знаниевый стек и генезис технологической поддержки знаковой коммуникации
Автор: Егор Чурилов (черновик)
Технологическая поддержка коммуникации обеспечивает передачу значимых сигналов между индивидами в социуме с использованием искусственно созданных для этого представлений и среды-носителя. Текст – технологически независимая репрезентация знания, и разнообразные технологии его фиксации и передачи являются не единственной, но одной из ключевых инфраструктур, обеспечивающей трансляцию культуры. Эта инфраструктура эволюционировала в течение нескольких тысяч лет вместе с цивилизацией, от наскальных рисунков и узелкового письма до интернет-мессенджеров. В данной статье предлагается сжатая, сфокусированная на эпистемологическом аспекте, схема генезиса технологической поддержки, вводятся понятия "метатекста" и "метатекстового процессора" необходимые для описания элементов современного состояния социальных протоколов обмена знанием.
1 Транспортный знаниевый стек
Коллективная деятельность любой группы особей требует устойчивой коммуникации – передачи сообщений от особи-источника к особям-получателям, цель чего – репликация исполнимого знания: состояний агента, которые регулируют индивидуальное поведение агента и созависимое поведение индивидов в коллективе. Разнообразие различимых позиций связано с количеством нейронов в индивидуальном мозге и всегда выше, чем то разнообразие, которое может обеспечить устройство связи, такое как гортань. Это несоответствие привело к появлению кодов – относительно небольшого инвентаря сигналов, которые репрезентируют важные для регулирования группового поведения аспекты в виде, специфичном для среды передачи и органа-устройства генерации сигналов.
Появление и развитие у человеческого сообщества сложных социальных практик, сложного, многоаспектного знания и абстрактного мышления привело к необходимости проводить через физические органы коммуникации всё большие объёмы информации, связанные со всё более обобщёнными структурами знания. Главный вызов, с каким здесь сталкиваются генетические механизмы биологического вида – невозможность обеспечить скорость результативной эволюции физиологии организма, которая теоретически могла бы привести к расширению ширины коммуникационного канала, со сравнимой скоростью.
Неизменная ключевая задача коммуникации состоит в обеспечении скоррелированного знания внутри коллектива. Сложные ситуации целенаправленных эпистемических манипуляций, где задачей является размещение вариаций или разрушение знания контрагента (обман, запутывание), опустим для простоты изложения.
Для методологичного различения крупных классов технологий, обеспечивающих все необходимости группового обмена сложным высокоабстрактным знанием, имеет смысл использовать структуру технологического стека. Специализацию для данного случая будем называть "транспортным знаниевым стеком".
В некотором концептуальном разрешении можно выстроить 5 уровней транспортного знаниевого стека:
Сигнальный
Семиотический
Синтаксический
Семантический
Исполнимого знания
1.1. Сигнальный уровень
Сигнал – уровень активации среды-носителя, регистрируемый наблюдающим агентом. Например, звуковая волна с соответствующими индивидуальным характеристиками на перепонке, индуцированный уровень или паттерн освещённости сетчатки глаза, тактильный импульс, конкретный аромат. Для передачи и получения сигналов индивиду нужен доступ в соответствующие среды-носители и должным образом сонастроенные органы генерации и восприятия воздействий.
Наличие физиологически-обусловленных границ доступного для этих органов сигнального спектра, ограниченная разрешающая способность, означают возможность обмениваться лишь относительно небольшим разнообразием сигналов.
Сигнальный уровень стека группирует технологические средства передачи сигналов в конкретных средах: звуковые приёмники и передатчики, вся инфраструктура передачи электрического импульса на расстояния или даже весь OSI-стек, если в некотором контексте рассмотрения абстракция "сигнал" определяется как битовый массив на интерфейсе веб-сервиса.
Сигнальный уровень – единственный из пяти, который инкапсулирует собственно межагентский транспорт. Ещё три следующих уровня необходимы для интерпретации, целеорганизованного снижения сигнального разнообразия в процессе исходящей передачи и симметричного, скоррелированного его повышения в процессе получении.
1.2. Семиотический уровень
Код – зафиксированный в групповых протоколах, различимый и значимый для практик группы, имеющий прагматическую идентичность интернализированный сигнал или когнитивное состояние. Если ограничителем на инвентарь транспортных сигналов являются характеристики источника и приёмника, то для кодов таким ограничителем служит ёмкость нейрональных структур, обеспечивающих оперативную коммуникацию. В этих условиях для коммуникации сколь-нибудь развитого вида живых существ неизбежна сигнальная омонимия: кодов вынужденно больше, чем сигналов, и одни и те же сигналы привлекаются для репрезентации разных кодов. Снятие возникающей неопределённости выполняется несколькими способами, включая вытеснение ряда параметров в контекст и сериализацию.
"Знак" в академической семиотике и любой теории знака представляет собой достаточно сложную структуру, не вполне эквивалентную предлагаемому здесь концепту "кода". Однако для целей данного изложения мы будем рассматривать их как синонимы, а семиотический уровнь технологий определим как группу трансформаций, распознающих код в сигнальном пакете. Например, символ Unicode в битовой строке, код "внимание, тут еда!" в обертонах обезьяньего крика или код "как ты мне надоел" в отстранённой женской позе.
1.3. Синтаксический уровень
Ограниченность разнообразия кодов вынуждает когнитивную аппаратуру использовать группы кодов, имеющих однозначную или слабовариативную проекции на инвентарь сигналов, для создания дополнительного инвентаря кодов, необходимого для реализации требования высших уровней. Разнообразие этого инвентаря уже не ограничивается сверху способностями и конфигурацией оперативных структур семиотического уровня.
Синтаксический уровень выстраивает набор эшелонов кодирования. Первый эшелон получен из работы сигнальных паттернов, следующие эшелоны работают по тем же паттернистским механикам. Высота данного стека эшелонов вариативна и определяется как горизонтальными (одного технологического уровня) возможностями когнитивной аппаратуры агента, так и оперативной вертикальной (кросс-уровневой) конфигурацией транспорта и процессинга.
Конфигурация синтаксического уровня содержит особые нормативы - [синтаксические] паттерны, которые определяют, какие группы кодов (или сигналов) исходного эшелона будут распознаны как код целевого эшелона. Примером эшелонирования синтаксисов может служить известная песенка "палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек", где поётся про опознание группы пикселей в соответствии с нормативом относительно-прямой линии ("палка"), опознание группы пикселей в соответствии с нормативом овала ("огуречик"), и опознание норматива следующего эшелона на некотором их нормативном геометрическом сочетании, имеющем метку "человечек".
Синтаксический уровень знаниевого стека группирует технологии распознавания паттернов и архитектуру эшелонирования. "Синтаксис" -- термин из словаря эпистемологической рефлексии, ссылающийся на некоторую часть этой архитектуры и выраженный в онтологии некоторой дисциплины, рефлексирующей конфигурации синтаксического процессинга. Например, в распространённой концептуальной схеме, принято определять синтаксисы через инвентари кодов (регулярные знаки, разделители, правила распознавания нормативных последовательностей, токены и т.п.)
1.4. Семантический уровень
Здесь имеет смысл указать, что модель знаниевого стека – это группа абстракций, функциональных/технологических уровней, которые при проекции на некоторую конкретную когнитивную архитектуру не обязательно должны быть соотнесены с именно различными элементами реализации (например, разными узлами когнитома или разными исполнительными модулями). Примитивные агенты могут иметь тривиальные реактивные цепи, где транспортный сигнал трансформируется в немедленный моторный эффект. При проекции таких архитектур на уровни транспортного знаниевого стека, для сохранения общности, можно говорить о том, что некий модуль реализует сразу несколько уровней, где каждый имеет атомарное или минимальное разнообразие, с отношением минимальной арности между уровнями.
Семантический уровнь обеспечивает функционирование ещё одной, в добавок к синтаксическим, крупной группы эшелонов кодирования. Существенная причина, позволяющая говорить о необходимости отделения такой группы от синтаксической, состоит в радикальном отличии в сложности и разнообразии данной группы протоколов преобразования эпистемических кодов, и определённая их инвариантность по отношению к синтаксисам и семиозису. Возникновение такой инфраструктуры -- результат генезиса млекопитающих, их коннектома и сложных социумов. Когнитивные архитектуры, где вариативность синтаксического уровня а) ограничена и б) изолирована от иных уровней позволило создавать переносимые структуры знания и относительно дешёвой генетической репликации и оперативной реконфигурации процессинга группы особей.
Знак или их целесообразный порядок (экземпляр синтаксиса) не имеют проекции на исполнительную аппаратуру агента, пока инфраструктура и текущая конфигурация процессинга не обеспечат эту проекцию. Семантика – это одна из необходимых инфраструктур проецирования синтаксисов на состояния исполняющей аппаратуры. (Здесь прячется избитое понятие "смысла", но разбор всех перипетий поиска "смысла смысла" оставим за бортом изложения.)
Семантический процессинг у людей эволюционно дошёл до очень сложных форм, потому данный уровень является чрезвычайно развитым и конструкционно-богатым по сравнению с остальными. Видимо поэтому масса коры головного мозга у человека составляет до 80% общей массы мозга. Анализ и синтез семантического процессинга требует введения дополнительных категорий, обозначающих сильно более крупные, чем требует низкоразмерностный паттернизм, конструкты процессинга, такие как "эшелон рефлексии".
Процессинг на относительно простых, устойчивых в данной среде и потому подвергшихся нейрональной или генетической седиментации, реактивных цепях (сенсорно-моторные дуги в ТФС) были опознаны Каннеманом как "быстрое мышление". Эти цепи требуют минимальное количество затратного семантического процессинга, потому имеют другие скорости. Цена за такое преимущество - низкая способность к мутации и реконфигурации. "Медленное мышление", соответственно, может вовлекать всю семантическую инфраструктуру с широкой группой рефлексивных эшелонов и сложными когнитивными механиками.
1.5 Исполнимого знания уровень
Уровень 5 не является транспортным – обеспечивающим коммуникацию – но представлен в стеке для полноты модели, как необходимая опорная позиция. Уровень "исполнимого знания" представляет исходную и конечную точку транспортировки, пространством знаниевых позиций, "когов" в терминологии К.П. Анохина, части структур когнитома, специализированных для собственно когнитивного процессинга вне области функций афферентного ввода и эфферентного вывода, обеспечивающего непосредственно поведение агента, планирование, обучение и т.д..
Все транспортные уровни выровнены относительно друг друга и относительно исполнимого знания в архитектурном плане; такое выравнивание обусловлено особенностями технологий, ресурсными ограничениями и генетически-обусловленной конфигурацией – т.е. той, которая выстраивалась итеративно, в процессе генезиса организма когнитивного агента, в его коллективной деятельности в конкретной среде.
2 Генезис средств репрезентации и её технологической поддержки
Эволюция социума: увеличение количества индивидов в сплочённой группе, расширение ареала её обитания, усложнение социальных практик в ответ на вызовы среды, всё это требует усложнения не только эпистемического содержания коммуникации, но и решения проблемы дистантной и устойчивой передачи сообщений. Коммуникативные акты должны преодолевать пространство, время, количество и разнообразие источников и приёмников, волатильность среды. Способность фиксировать сообщения на устойчивом материале создало новый вид социального авторитета: письменную форму. Прямая вокализация с передачей сообщений "по воздуху" была вытеснена в особый жанр управления социумом, и до появления звукозаписывающей аппаратуры и радио имели тривиальную технологическую поддержку. Так или иначе, все формы коммуникации получили такое обеспечение, и можно спроецировать эту эволюцию на транспортный стек.
2.1 Прототекст
Простым коммуникативным практиками малой группы, опирающимся больше на седиментированные реактивные цепи и не требующие от индивида интенсивной семантического процессинга, в качестве технологической поддержки достаточно инфраструктуры, реализующей только сигнальный и семиотический уровень. Практики выживания группы просты, как и обеспечивающее их групповое знание. Поэтому необходимых коммуникации этого знания кодов также необходимо относительно немного: семантики близки к однозначным и фиксированы. В такой ситуации достаточным является наличие средств фиксации и передачи отдельных знаков.
Примерно на этом уровне технологических требований появилась простая письменность, начиная с иероглифической. Сигнальный уровень обеспечивался начертаниями на камнях, верёвках, коре деревьев и пр. Семиотический уровень - кодами, репрезентировавшими некие инструкции или их контекстно-зависимые параметры. Тривиальные синтаксисы и хорошо согласованные в группе семантики были достаточны для того, чтобы исполнимые знаниевые модели у получателя сообщения восстанавливались с необходимой для кооперации согласованностью и устойчивостью.
Можно определить такие протоколы коммуникации, как прототекстуальные. Однако, не стоит думать, что прототекстуальная фаза коммуникации и её технологическая оснастка – исключительно достояние истории и неразвитых племён. Стратегии ресурсной экономии для любой когерентной кооперативной группы приводят к тому, что знание, обеспечивающее наиболее регулярные практики седиментируется и превращается в более простые реактивные цепи, что быстро понижает требования к технологическому обеспечению. Этот дауншифтинг легко можно наблюдать, например, в семейном быту или в рабочем коллективе.
2.2 Текст
Эволюция практик когерентной группы и необходимого обеспечивающего её знания вызывает коэволюцию средств поддержки коммуникации. В определённый момент для проведения сложной кооперации нужно обеспечить развитый семантический процессинг, для чего сообщения требуют достаточного разнообразия кодов, чтобы кодифицировать сложные семантики и параметры процессинга.
Текст как коммуникативный протокол стал устойчивым решением, в том числе и потому, что человечество сумело развести эволюцию технологических уровней, снизив зависимость одного от другого. Сигнальный уровень стартовал от глиняных табличек и добрался до космических ретрансляторов интернета, позволив различным семиозисам, синтаксисам и семантикам эволюционировать с иной и разной скоростью. Однако, эта зависимость всё-таки наличествует, и она во много определяюща.
Именно физиологическая архитектура человека (угол обзора, разрешения глаза, ёмкость памяти и пр.) и доступные примитивные средства фиксации (растительная краска или дробление камня камнем) определили фундаментальный протокол коммуникации: наличие дискретного символа, пределы разнообразия его начертания, линейное, полутора- или двумерное размещения групп символов в геометрических синтаксисах, разделители и пр.
Текстовая фаза определяется развитием и использованием уровней транспортного стека до синтаксического уровня включительно, с упором на последний. Синтаксисы быстро эволюционировали, и в данное понятие включается не только синтаксисы конкретных языков, опирающихся на алфавиты и обеспечивающих их строй. Трансляция больших текстов требовала синтаксисов, позволяющих снизить затраты на целеорганизованное потребление, чтение. Простыми словами: читателю необходимо некоторое знание, которое он пытается восстановить из части сообщения, например из толстой книги или длинного свитка. Так как ёмкость его оперативного внимания невысока и в тексте может не быть согласованных навигационных маркеров, направляющих его внимание именно на то, что ему в данный момент нужно, возникает проблема поиска нужной группы символов-сигналов, несущих нужные коды и далее семантики. При обычном линейном чтении возникает перегруз зрительного аппарата и первичных слоёв коннектома, если восстановление из сообщения целевых опознаваемых семантических конструктов связана с высокими затратами, например, на сегментацию, на выделение нужной группы символов в общем потоке. Вспомним древние послания - тексты, написанные мелким экономным почерком, без абзацев, знаков препинания или даже разделителей между словами.
К этому добавлялись иные ограничения: узкий угол зрения человека требовал геометрии послания, которое может позволить чтение без движения головы. Длинные сообщения требовалось упаковывать в узкие тексты, носители которых исключительно из логистических соображений не могли быть больше некоторых размеров.
Для решения этой ресурсной проблемы возникли синтаксисы "свитка", "страницы", "предложения", "абзаца", "главы" и многие другие. Навигационная проблема решается через иерархическую сводку "содержания", "указателей". Упаковка сложных, многомерных семантик в линейный текст вызывает высокое "сопротивление материала", импеданс репрезентации.
И появление книгопечатания, и появление электронных форм репрезентации текста, каждый технологический рывок цивилизации добавлял и новые синтаксисы, и средства обеспечения коммуникации. Относительно недавно вместо карандаша и листа бумаги мы получили текстовые редакторы, как соответствующее технологическому уровню средство управления текстом.
Текстовые редакторы с развитым набором средств манипуляции текстом (поиск, замена, копирование и пр.) можно определить в категорию с меткой текстовые процессоры.
2.3 Гипертекст
Многомерное, многосвязное и сложное коллективное и кооперативное знание группы требует от всех уровней транспортного знаниевого стека достаточного уровня развития. Технологические аспекты, слои и группы технологий развиваются в коэволюции, разгоняя или тормозя друг друга. Возможно, гипертекст может служить первым контрастным примером.
В литературе "гипертекстуальность" — это привлечение в текущий фокус внимания читателя знания из других текстов через разного рода ссылки. Сложное, многосвязное знание нужно неким образом упаковывать в линейный текст. Средствами для реализации такой связности могут быть прямые упоминания "как говорил Х в книге Y", формы катафор и анафор, неявные отсылки через специфические речевые обороты или меметические конструкции. В научной литературе используются более формальный синтаксис для цитирования и внедрения гиперссылок в текст (ГОСТ Р 7.0.5-2008). Практически любая книга содержит такой гипертекстовый элемент, как "содержание".
Стилистическое оформление текста – выделение толщиной, цветом, размером букв - является ещё одним способом управления вниманием читателя, отдельным синтаксисом с определённой семантикой. Обычно курсив или полужирный текст означает нечто важное, ключевое для текста. Заголовки разделов получают более крупный шрифт, чем основной текст, чтобы облегчить читателю визуальную навигацию.
Визуальные элементы оформления обеспечиваются доступными технологиями печати. Полужирный, курсив, подчёркивание - эти стили скорее всего были порождены ограничениями на доступность цвета для массового книгопечатания, т.к. в рукописной литературе используются иные средства выделения. "Р а з р я д к а" (синтаксис для "слово из букв через пробел является важным словом") – ограничениями на доступность уже полужирного или курсива. Т.е. неизменность семантик соотносится с разными синтаксисами, порождёнными доступными технологиями на фиксацию семиотических элементов – не только текста. Опустим здесь разбор влияния технологий на семиотику, синтаксис и семантику изображений.
Появление компьютеров и программного обеспечения предоставило задаче гипертекстуального связывания новые технологические средства. Всемирная паутина интернета создала текстовое пространство для размещения связности, главным инструментом чего стали гиперссылки. Для помощи в удобном создании и редактировании гипертекстов появился ряд программных средств, которые можно определить как гипертекстовые процессоры, в ряд с текстовыми процессорами, определёнными выше.
Функционал гипертекстового процессора существенно превышает возможности текстового процессора, включая в себя управление любого рода стилистическим оформлением, управление структурой разделов, ссылками, сносками, тегами и прочими внетекстуальными элементами, добавляющими необходимые автору семантики, облегчающими разнообразную навигацию, картирование текста, проверку текста на соответствие нормативам (грамматика, орфография).
Для того, чтобы гипертекстуальные задачи реализовывались, технологиям коммуникации необходимо передавать в сообщении не только сам текст, но и информацию о упомянутых выше дополнительных элементах разметки. Веб породил большое количество синтаксисов для размещения в тексте нетекстовой информации, что реализовалось в "языках разметки". HTML или иные основанные или XML стандарты, такие как Office Open XML, а также популярный Markdown являют собой примеры синтаксисов, нужных для упаковки текста и дополнительной информации в единый линейный символьный массив, который удобно размещать в файле или потоке - основных средствах транспорта сообщений в Сети.
Создание и редактирование опорного текста, в котором размещены гипертекстовые конструкты, становится всё более проблематичным с ростом количества последних. Применение исключительно функционала текстового процессора к созданию гипертекста является сильным ограничением, потому развитые гипертекстовые процессоры различными способами отделяют одно от другого, позволяя автору фокусироваться на опорном тексте. Смешение синтаксисов в файле требует как особого разбора, отделения одной информации от другой, так и особого процесса рендеринга, т.е. создания конечной визуальной репрезентации. Применяя ту же инструментальную концепцию стека, мы можем говорить о нескольких слоях репрезентации. Примерно в таком виде, в виде "слоёв", системы рендеринга и управляют отображением гипертекста: слой текста, слой стилей, слой меток, слой тегов и пр. Эти особенности позволяют нам говорить о гипертекстовых процессорах, как о самостоятельной технологической области, а не неких особо усиленных текстовых редакторах.
Другим примером гипертекстовых процессоров могут служить вики - базы знаний с "семантической поддержкой", где под этим подразумевается сопоставление с корпусом текстов (корпоративными инструкциями, правовыми кодексами или клиентской базой), несущих прямое прагматическое содержание, некой реляционной модели, позволяющую пользователю создавать связи между фрагментами в курсе заданных поисковых и навигационных протоколов.
Определим группу семантик, отражающих исходное знание автора, которое он целенаправленно упаковывает в сообщение, как "модель" или, если различаем состав, как "группу моделей". В этой группе можем выделить некоторую главную, опорную модель, соответствующую ключевому посылу, и дополнительные, например навигационные модели ссылок и фокусирующих выделений, обеспечивающие некоторый эффективный протокол чтения. С ростом требований к навигационным протоколам количество и сложность таких моделей растёт. Это в итоге требует изменения протоколов на всех уровнях транспортного знаниевого стека и эволюции их технологического обеспечения, с выходом за пределы гипертекста и гипертекстовых процессоров.
2.4 Метатекст
В литературе метатекст – это текст, который описывает сам текст, размещённая в тексте некоторая рефлексия самого данного текста, автора или отношений между ними. В литературной реализации метатекст порождает специфичные жанры изложений. Мы позаимствуем данный термин для инженерных задач, так же как термин "гипертекст" был в своё время взят из теории литературы, и специализируем понятие.
В простых словах, метатекст – это текст плюс группа скоррелированных моделей. При проекции сообщения на транспортный знаниевый стек, метатекстовое сообщение будет содержать целую группу отдельных вертикально-связных структур: семиотик, синтаксисов, семантик, возможно размещённых в разных сигнальных пакетах (файлах), когда каждая из таких вертикальных связностей реализует отдельную модель знания. Эти модели скоррелированы, т.е. существует протокол связывания элементов этих моделей для целей в курсе передачи исполнимого знания, его размещения и активации.
Такие структуры эволюционно возникли из гипертекста по мере усложнения практик упаковки сложного знания в синтаксис, который становился всё более гетерогенным и требовал модульности. Управление всем спектром моделей, несомненно, требует особого рода технологий и инструментов. Можно без труда представить всю группу микротекстов, содержащих программный код, в большинстве случаев целенаправленно оставляемых в формате UTF-8 plain text, как мегатекст. А всю группу скоррелированных с мегатекстом моделей – абстрактные и конкретные синтаксические деревья (AST, CST); стилистические структуры подсветки кода; реляционные модели обслуживания навигации; маркеры обслуживания отладки; модели версионирования, тестирования и что угодно ещё – как метатекст.
Инструмент, который позволяет выполнять операции над метатекстом, т.е. создавать и изменять микротексты, параллельно с этим в режиме реального времени удерживая сквозную скореллированность всей группы моделей, должен иметь существенно более продвинутую технологическую оснастку, чем та, которой может удовлетвориться самый совершенный гипертекстовый процессор. Эти инструменты требуют выделения в особый класс - метатекстовых процессоров.
Ярчайшим на сегодняшний день примером эволюции гипертекстового процессора в метатекстовый процессор является превращение инструментов создания программного кода из примитивных текстовых редакторов, оснащённых разве что возможностью запуска программы (вспомним редактор GW-BASIC конца 1980-х), до мощнейших IDE, таких как Microsoft Visual Studio или IntelliJ IDEA. Слово "integrated" в данной аббревиатуре действительно обозначает интеграцию в процесс редактирования кода огромного количество функционала, обеспечивающего, помимо прямой поддержки редактирования кода, многопоточную отладку, развёртывание, управление проектами, контейнерами, базами данных, документирование и т.д. - всё в одной среде разработки.
Как технологический пакет поддержки транспортных знаниевых протоколов, метатекстовые IDE программной инженерии адресуют все уровни транспортного знаниевого стека, включая [мета]уровень 5, где транспортные репрезентации, проходя ещё рад трансформаций (трансляция, компиляция, сборка, пакетирование, развёртывание), превращается в состояния, уже напрямую инициирующие моторные эффекты виртуальной машины, процессора и иных актуаторов.
Заключение
Особенностью текущего положения дел на рынке управления знанием является то, что сколь-нибудь мощные метатекстовые процессоры распространены только в области программной инженерии. Отчасти это обусловлено тем, что программный код, как репрезентация знания, имеет относительное низкое разнообразие семиотик, синтаксисов и семантик, и их высокую формальную дисциплину. Он управляем на всех уровнях знаниевого стека и за его пределами, в развитие технологического и концептуального обеспечения всех уровней вкладываются большие средства, что имеет очевидный для рынка эффект. Тем не менее, можно оптимистично предположить, что развитие моделе-ориентированных методов и выход методологической основы за пределы исключительно программной или 4д-инженерии в сочетании с концептуальными и технологическими новациями вызовут к жизни реализации метатекстовой поддержки во многих других областях и тем откроют новые рыночные ниши.